ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Инфантильное глотание консультация по логопедии на тему. О взаимосвязи прикуса и расположения языка в ротовой полости Как правильно глотать слюну упражнения

Когда родители сталкиваются с проблемой неправильного прикуса у ребенка, многим из них на ум сразу же приходит ортодонтическое лечение. Вместе с тем, упражнения в исправлении прикуса могут помочь ничуть не хуже ортодонтических методов. Что это за упражнения и когда они показаны?

Чем поможет миотерапия?

Метод основывается на соблюдении миодинамического равновесия - сила мышц в полости рта и вне её должны быть приблизительно одинаковыми. Если эта гармония соблюдена, то челюсти растут и развиваются правильно. Если же миодинамическое равновесие нарушено, мышцы провоцируют развитие зубочелюстно-лицевых аномалий.

Нарушения в работе мышц возникают как результат вредных привычек:

  • сосания губ, языка, пальца, бытовых предметов;
  • неправильного прокладывании языка;
  • инфантильного типа глотания;
  • ротового дыхания;
  • нарушения жевания или речи.

Существует два способа лечения с помощью миотерапии:

  • В домашних условиях при помощи членов семьи, которые обучились упражнениям у лечащего врача-ортодонта и могут самостоятельно заниматься с ребёнком. Недостатком лечения является отсутствие возможности контролировать регулярность и правильность лечебной физкультуры.
  • Лечение в поликлинике или детском саду при помощи медсестры или ассистента. Для этого формируется группа детей с одинаковыми аномалиями зубов или факторами риска их возникновения. Проводятся ежедневные занятия упражнениями с детками.

Комплекс упражнений для исправления прикуса

Необходимую миотерапию ребёнку может назначать только ортодонт, после тщательного осмотра, сбора анамнеза и постановки диагноза. Лечение назначается деткам с 2,5 лет при наличии факторов риска развития заболеваний, небольших аномалий или как дополнительную терапию при аппаратурном методе лечения.

Упражнения для круговой мышцы рта

Для тренировки круговой мышцы рта и дыхательной мускулатуры можно применять упражнения в виде игры на духовых музыкальных инструментах, проводить выдувание мыльных пузырей или бульканье в воду через трубочку, соломинку.

При наличии у ребёнка ротового типа дыхания необходимо обратится на консультацию к отоларингологу. Возможно необходимо восстановить проходимость дыхательных путей. После этого можно проводить упражнения:

  1. Удерживать губами лист бумаги или карту в горизонтальном положении и дышать носом.
  2. Плотно зажимать губами линейку и со временем нагружать её.
  3. Упражнение по Rogers: выдвигать нижнюю челюсть вперёд и вверх, нижними зубами прикусывать верхнюю губу. Находится в таком положении несколько минут.
  4. Применять вестибулярную пластинку или губной активатор и проводить упражнения: аппарат вставить между зубами и проводить лёгкие движения открывания и закрывания рта.
  5. Губы вытянуть вперёд, сомкнуть, изобразить рупор или хоботок.
  6. Сомкнуть губы, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
  7. С усилием выдувать воздушную струю.
  8. Соединяют две пуговицы шнуром, одну ребёнок захватывает губами, вторую берёт в руку и натягивает шнур. Упражнение повторяет 10 раз.
  9. Проводить массаж верхней и нижней губы.

Упражнения для языка

После окончания грудного вскармливания у деток изменяется тип глотания. Если же по таким-то причинам он не перестраивается, то такое состояние провоцирует возникновения неправильного прикуса. При прокладывании языка между зубами для миогимнастики используют специальные пластинки с заслонкой для языка.

Упражнения:

  1. Цоканье языком.
  2. Ребёнок проглаживает языком твёрдое и мягкое нёбо по середине, затем проглатывает слюну при положении языка на складках твёрдого нёба.
  3. Проводить языком от твёрдого нёба к мягкому и совершить глотательное движение.
  4. Пересчитывать языком зубы с нёбной стороны.

Упражнения необходимо проводить 2 раза в день на протяжении 2-3 месяцев до полного восстановления смыкания губ и носового дыхания. При необходимости курс лечения можно повторить через 3 месяца.

  • Для тренировки дыхания полезно зажимать или заклеивать поочерёдно одну ноздрю;
  • Для тренировки щёчной мышцы рекомендуют набрать в рот воды и удерживать пару минут;
  • При неправильном наклоне одного или нескольких зубов - проводить давление на зубы кончиком языка в течение 2-3 минут несколько раз в день.

Проведения миогимнастических упражнений способствует нормализации работы мышц в челюстно-лицевой области, нормальному развитию прикуса и предупреждает развитие аномалий.

Лиана Мохтари, стоматолог, специально для сайт

Полезное видео

Опыт восстановительного обучения при дисфагии получен в совместной работе логопедов в отделении неврологии. Обследование акта глотания адаптировано для качественного использования логопедами в работе.

Дисфагия — это нарушение акта глотания. Проявляется затруднением или невозможностью глотания, болями в момент глотания, попаданием пищи или жидкости в нос, гортань, трахею.

Причины дисфагии - воспалительные процессы полости рта, глотки, пищевода, гортани, средостения, инородные тела, рубцовые сужения и опухоли, диффузный спазм пищевода, некоторые нервные заболевания.

В отделении неврологии нарушение акта глотания пациент преодолевает при помощи логопеда.

В первые сутки после перевода или поступления больного в отделение мы оцениваем качество глотания. Для этого мы используем шкалу оценки дисфагии, протокол, тест трех глотков. В которых подробно описываем качество работы мимико-артикуляторной мускулатуры, голоса и дыхания, мягкого неба.

Представляем вашему вниманию программу коррекционного воздействия для пациентов с нарушенным актом глотания.

Осмотр логопеда

  • По кормлению.
  • По характеру пищи.
  • Мимическая гимнастика для самостоятельных занятий.

Б) Занятия логопеда.

  • Проведение логопедических занятий – 20 мин.
  • Логопедический массаж – 10 мин.

Шкала для оценки симптоматики у пациента:

0 - дисфагии нет (нормальная диета без ограничений).
1 - затруднение с проглатыванием твёрдой пищи, жидкая пища не вызывает затруднений.
2 - возможность глотать только жидкость.
3 - трудности с проглатыванием жидкости или слюны.
4 - полная дисфагия.

1. Подготовка оборудования.

  • Подходящий стол и стул.
  • Поддерживающие предметы, например подушки.
  • Специальные кружки, ножи, тарелки, нескользящие коврики.
  • Салфетки.

2. Создание соответствующей атмосферы.

  • Хочет ли пациент есть вместе с другими.
  • Обеспечение изолированности пациента, если это необходимо.
  • Ограничение отвлекающих моментов до минимума (выключить телевизор, радио, установить ширму/задернуть занавеси вокруг пациента).
  • Создание спокойной, положительной, ненапряженной атмосферы.

3. Подготовка пациента.

  • Очищение ротовой полости.
  • Правильное позиционирование.
  • Логопед определяет подходящую консистенцию пищи.
  • Старайтесь, чтобы еда выглядела аппетитной.
  • Постарайтесь, чтобы она была достаточно теплой, так как пациентам с дисфагией требуется длительное время для приема пищи.
  • Если пациент не чувствует теплую пищу во рту или у него повышенная чувствительность, кормите его пищей комнатной температуры.
  • Предлагайте твердую и жидкую пищу в разное время. Таким образом, жидкости не будут проталкивать твердую пищу вниз по глотке, и пациент не будет глотать плохо прожеванную пищу или поперхиваться жидкостью. Обе эти предосторожности снижают риск аспирации.

Упражнения для восстановления глотания:

  • Имитировать знакомые движения:

– покашливать «кхе-кхе».
– зевать, широко раскрывая рот.
– изображать свист без звука, напрягая ротовую полость.
– полоскать горло.
– храпеть.
– глотать манную кашу – «ням, ням и глоток».

  • Твердо, как бы тужась, произносить звуки «а» и «э» 3-5 раз.
  • Высунув язык, говорить звук «г».
  • Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть.
  • Глотать капли воды из пипетки.
  • Тянуть звук «м», сомкнув губы (на сколько хватает воздуха, то есть выдоха).
  • Тянуть звук «и» то высоко, то низко на одном выдохе, одновременно вибрируя пальцами по гортани.

Специальные упражнения для мимических мышц:

  • поднимать брови вверх;
  • морщить брови («хмуриться»);
  • закрывать глаза (последовательность выполнения этого упражнения: посмотреть вниз; закрыть глаза, придерживая веко пальцами на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение минуты; открывать и закрывать глаза 3 раза подряд);
  • улыбаться с закрытым ртом;
  • щуриться;
  • опустить голову вниз, сделать вдох и в момент выдоха «фыркать» («вибрировать» губами);
  • свистеть;
  • расширять ноздри;
  • поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы;
  • опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы;
  • улыбаться с открытым ртом;
  • погасить зажженную спичку;
  • набрать в рот воду, закрыть рот и полоскать его, стараясь не выливать воду;
  • надувать щеки;
  • перемещать воздух с одной половины рта на другую попеременно;
  • опускать углы рта вниз при закрытом рте;
  • высовывать язык и делать его узким;
  • открыв рот, двигать языком вперед-назад;
  • открыв рот, двигать языком вправо-влево;
  • выпячивать вперед губы «трубочкой»;
  • следить глазами за двигающимся по кругу пальцем;
  • втягивать щеки при закрытом рте;
  • опускать верхнюю губу на нижнюю;
  • кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте, прижимая язык с разной степенью усилия.

Упражнения для улучшения артикуляции:

  • произносить звуки [о], [и], [у];
  • произносить звуки [п], [ф], [в], подводя нижнюю губу под верхние зубы;
  • произносить сочетание этих звуков: [ой], [фу], [фи] и т. д.;
  • произносить слова, содержащие эти звуки, по слогам (о-кош-ко, Фек-ла, и-зюм, пу-фик, Вар-фо-ло-мей, и-вол-га и др.).

Протокол оценки функции глотания

1) Малеева Ирина Ивановна,
логопед отделения опухолей головы и шеи
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ г.Москва

2) Волошина Елена Владимировна,
логопед отделения нейрохирургии
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ г.Москва


Владельцы патента RU 2349295:

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для устранения инфантильного типа глотания. Способ включает формирование движений языка, обеспечивающих анатомически нормальное глотание путем выполнения комплекса упражнений с индивидуально подобранной по размеру указкой. Способ позволяет обеспечить воздействие на все основные зоны языка в последовательности, соответствующей движениям языка при анатомически правильном глотании, что способствует более эффективной коррекции инфантильного типа глотания. 1 табл., 2 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано в ортодонтии для устранения инфантильного глотания у детей.

Неправильное положение языка при глотании, например, вследствие привычки у ребенка сосания пальцев связано с риском развития открытого прикуса. Ребенок просовывает язык между фронтальными зубами, вызывая аномалию окклюзии, протрузию верхних резцов, нарушение речи в виде шепелявости. Эти дефекты приобретаются в течение многих лет.

Для устранения вредной привычки конструируют пластинку на верхнюю челюсть с заслонкой для языка (Кн. Стоматология детей и подростков, 7-е изд. Под ред. Ральфа Е.Мак-Дональда, Дейвида Р.Эйвери, Мед. Информ. Агентство, М., 2003 г., с.676-677).

Более обоснованными способами лечения признаны миофункциональные, когда ребенок тренируется в правильном глотании. В частности, ребенок должен сомкнуть зубы, поместить кончик языка напротив резцового сосочка и затем глотнуть. При этом мышцы расслабляются. Когда ребенок научится подобным образом глотать с помощью лингвальной пластинки с заслонкой для языка, ребенка отучают просовывать язык в образовавшуюся между зубами щель. Указанные способы имеют недостаточный терапевтический эффект и длительное время лечения.

Известен способ устранения инфантильного типа глотания, предложенный доктором Хинцем из Германии. Способ осуществляют с помощью вставляемой в полость рта вестибулярной пластинки, на которой укреплена бусинка. При этом способе ребенка обучают вращать бусинку поднятием средней части языка вверх (В.М.Чапала. Миофункциональная коррекция вестибулярных пластинок (В.М.Чапала. "Миофункциональная коррекция зубочелюстных аномалий и речевых нарушений с применением вестибулярных пластинок." Методические рекомендации).

Недостатком способа является то, что раздражение наносится на одну зону языка, а это во многих случаях не обеспечивает формирование необходимых глотательных движений языка, кроме того, эффективность лечения по этому способу достигается только у детей до шестилетнего возраста.

В качестве ближайшего аналога предлагаемого изобретения принят способ, при осуществлении которого врач с помощью "петли для языка" охватывает тело языка и, прилагая некоторое усилие, обеспечивает придание ему более переднего положения (Журнал "Ортодонтия" 2004 г. №2). Недостаток тот же, что и в предыдущем способе: воздействие только на одну зону языка, что малоэффективно.

Предлагаемым изобретением решается задача обеспечения воздействия на все основные зоны языка и на весь язык в последовательности, наиболее соответствующей движениям языка при анатомически правильном глотании и повышении на этой основе устранения дефектов в глотании пищи, в том числе у детей старше шести лет. Изучение этого процесса показало, что последовательность активных сокращений различных зон языка и завершающих движений всего языка совпадает с направлением прохождения пищи от входа в ротовую полость до входа в пищевод. А именно: кончик языка, его средняя часть и корневая. Завершает процесс проглатывания пищи движение всего языка.

Сущностью изобретения является обеспечение воздействия на язык и его зоны в последовательности, соответствующей соприкосновению зон языка с пищей при анатомически правильном глотании, то есть воздействуют сначала на кончик языка, затем на его среднюю часть, потом на корневую часть, а затем на весь язык. При этом воздействуют на зоны языка и весь язык с помощью двух функциональных проволочных или пластмассовых приспособлений, называемых указками, показанных на фиг.1 и 2.

На фиг.1 дан схематический эскиз указки для надавливания на кончик языка и его среднюю часть, где 1 - треугольник указки, вершина которого заовалена, 2 - П-образный выступ указки, 3 - амортизаторы, 4 - держатель. На фиг.2 дан схематический эскиз для надавливания на корневую часть языка и на всю его поверхность, где 3 - амортизаторы, 4 - держатель, 5 - заоваленный конец указки, 6 - выступы для установки указки на зубы, 7 - средняя часть указки. Амортизаторы указок обеспечивают возможность отклонения указок при воздействии на них частями языка после надавливания на них в процессе лечения и для смягчения нажатия.

Способ осуществляют следующим образом, сначала врач или медсестра объясняют ребенку, что язык можно условно разделить на три зоны, участвующие в глотании, а именно кончик языка, среднюю часть и корневую. Затем ребенку указывают эти зоны на его языке с помощью указок 1 и 2: несколько раз дотрагиваются до кончика языка треугольником 1, до его средней части языка - П-образным выступом 2, до корневой части - заоваленным концом 5 и до всей поверхности языка - средней частью 7. Эти приемы позволяют ребенку научиться ощущать расположение зон языка, а также привыкнуть к ощущению элементов указок.

После этого переходят к приемам, подготавливающим самостоятельное применение ребенком указок. Для этого после введения указки №1 в полость рта ребенка П-образный выступ 2 на ней используют в качестве опоры на небе и просят ребенка несколько раз дотянуться кончиком языка до треугольника 1 на указке. Затем в качестве опоры на небе используют треугольник 1 и просят ребенка несколько раз дотянуться средней частью языка до позиции 2. После этих приемов вместо указки №1 в полость ребенка вводят указку №2: выступами 6 ее фиксируют на шестых зубах верхней челюсти, просят ребенка несколько раз дотронуться корневой частью языка до конца 5, а затем, перевернув указку №2 позицией 5 вверх и используя позицию 1 в качестве опоры на небе, просят ребенка несколько раз дотянуться всей поверхностью языка до средней части 7 указки. Для закрепления полученных навыков и укрепления мышц языка вслед за этим проводят упражнения с обеспечением сопротивления на надавливание треугольником, безболезненно надавливают на кончик языка и предлагают ребенку несколько раз поднять кончик языка, преодолевая сопротивление указки. Точно так же предлагают ребенку по несколько раз поднять среднюю часть языка, его корневую часть и весь язык при надавливании, соответственно П-образным выступом, заоваленным концом 5 указки №2 и средней частью 7.

Приемы, подготавливающие самостоятельное применение ребенком указок, завершают одним-двумя циклами десятикратно повторяемых ребенком под наблюдением врача или медсестры упражнений на "надавливание-сопротивление" в указанной выше последовательности в использовании указок №1 и №2 и их элементов.

После этого ребенку выдают указки №1 и №2, индивидуально подогнанные к размерам его полости рта, и дают задания в домашних условиях ежедневно в течение 30 дней самостоятельно, многократно в течение каждого дня выполнять описанные выше упражнения на "надавливание - сопротивление". При явке к врачу через указанный период устанавливают необходимость и продолжительность выполнения упражнений в последующие периоды.

Заявителем по предлагаемому способу проведена коррекция инфантильного типа глотания у 27 детей различного возраста: от 7-и до 12-ти лет, из них у 11 девочек (таблица). Практика показала, что во всех случаях, за исключением одного, в период от 30 до 45 дней были получены положительные результаты - тип глотания был приведен к анатомически нормальному.

Рецидивов в отдаленном периоде наблюдения - до 1-го года - не наблюдалось. Что касается упомянутого выше отрицательного случая, то, как выяснилось, положительный результат у этого пациента, мальчика 7-и лет, не был достигнут из-за недостаточного внимания родителей к его лечению. Это подтвердилось, в частности, тем, что при усилении родителями внимания к обеспечению мальчиком многократности ежедневного выполнения рекомендованных упражнений через 40 дней процесс глотания у него нормализовался.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что поставленные изобретением технические задачи полностью решены: предлагаемым способом обеспечивается воздействие на все зоны и на весь язык в целом, а эффективность лечения приблизилась к 100%.

Инфантильный тип глотания у мальчика 8 лет Пети К. Проба на сглатывание слюны показала, что подчелюстные мышцы не участвуют в процессе глотания. При отпивании воды из стакана ребенком производились всасывающие движения. При открытом рте по просьбе врача ребенок смог поднять в сторону неба только кончик языка. Лечение проведено по предлагаемому способу. Сначала ребенку разъяснили и с помощью указок №1 и №2 указали на его языке три зоны: кончик языка, среднюю и корневую части. Для этого по 2-3 раза дотронулись до названных частей языка в следующем порядке: треугольником 1 до кончика языка, затем П-образным выступом до средней части, после этого заоваленным концом 5 указки №2 до корневой части, а затем средней частью 7 указки №2 ко всей поверхности языка.

После этого перешли к подготовке ребенка к освоению им упражнений на "надавливание-сопротивление". Для этого указку №1 опирали на небо и просили ребенка дотянуться несколько раз кончиком языка до треугольника 1. После этого в качестве опоры на небе использовали треугольник 1 и просили ребенка прикоснуться несколько раз к П-образному выступу 2. Затем вместо указки №1 вводили в полость рта ребенка указку №2 и выступами 6 на ней фиксировали на шестых зубах верхней челюсти. После этого просили ребенка прикоснуться несколько раз корневой частью языка к заоваленному концу 5 указки №2. Затем, используя поз.5 в качестве опоры на небе, просили ребенка прикоснуться несколько раз всей поверхностью языка к средней части 7.

После подготовительных приемов перешли к освоению ребенком упражнений на "надавливание-сопротивление". Для этого треугольником 1 безболезненно надавливали на кончик языка и просили ребенка 5-6 раз поднять кончик языка, преодолевая сопротивление указки. Затем такое же упражнение при надавливании П-образным выступом 2 на среднюю часть языка, при надавливании концом 5 указки №2 на корневую часть языка и при надавливании средней частью 7 на всю поверхность языка.

Инфантильное глотание – это тип глотания, который в норме наблюдается у новорожденных и детей до 2 лет. Однако по мере прорезывания временных зубов ребенок начинает жевать, что приводит к смене типа глотания на соматический.

Инфантильный тип характеризуется прокладыванием языка между беззубыми челюстями (до упора в губы) в момент глотания. При соматическом типе, который появляется с 2-3 лет, язык упирается в твердое небо.

В некоторых случаях не происходит смены на соматический тип глотания, этому способствуют определенные причины.

Причины

Существует несколько причин, обуславливающих сохранение неправильного типа глотания у ребенка:

  • Отсутствие в рационе твердой пищи после прорезывания молочных зубов. Если ребенок с появлением временного прикуса продолжает употреблять только жидкую пищу, функция жевания не становится основной и инфантильное глотание не сменяется соматическим.
  • Ротовое дыхание (при хронических ринитах, тонзиллитах, а также аденоидах) способствует переднему расположению языка и нарушению перехода к соматическому типу глотания.
  • Укорочение уздечки языка.
  • Использование неправильной соски (слишком длинной или с большим отверстием).
  • Использование соски более 1 года с момента рождения ребенка. До 10-11 месяцев функция сосания является для малыша основной, однако с прорезыванием временных зубов данная функция угасает, а главной становится жевание. Если же родители продолжают использовать соску больше одного года, это может привести к нарушению смены инфантильного типа на соматический тип глотания.
  • Нарушение сроков прорезывания молочных зубов (позднее, чем на 3 месяца от физиологической нормы).

Последствия

Неправильный тип глотания, сохраненный у детей в возрасте старше 3 лет, может приводить к патологиям прикуса (чаще всего – открытый прикус).

Лечение

Для нормализации функции глотания показан комплекс мероприятий:

  • Устранение всех возможных причин, которые могли бы привести к сохранению инфантильного типа глотания (восстановление носового дыхания, добавление в рацион твердой пищи и т.д.).

  • Миогимнастика – специальные упражнения для мышц челюстно-лицевой области, способствующие нормализации функции глотания.
  • Использование ортодонтических аппаратов с упором для языка (например, пластинки MUPPY).

Инфантильное глотание

Воронина Лариса Павловна


МДОУ№152 Г. Мурманск

Червякова Наталья Алексеевна

Учитель-логопед I квалификационной категории
МДОУ№18 Г. Мурманск
Оригинал статьи в формате MS Word (624Kb) Скачать

Глотание - сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным. Важно отметить, что при правильно протекающем акте глотания кончик языка в норме должен упираться в переднюю треть твердого нёба.

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного . Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания , при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой . Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический . Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.

Причины инфантильного глотания:

Сохранение инфантильного типа глотания может быть обусловлено:

Длительным сосанием соски,

Поздним включением в рацион твердой пищи,

Поздним прорезыванием временных зубов,

Короткой уздечкой языка,

Ротовым дыханием.

К неправильному типу глотания также может привести:

Использование длинной соски, которая занимает весь рот младенца и касается мягкого неба, что препятствует правильной функции языка, мягкого неба и глотки.

Нарушения возникают и при наличии большого отверстия в соске, через которое молоко и молочные смеси в большом количестве поступают в полость рта, ребенок захлебывается поступающей пищей и может ее проглотить лишь после удаления соски из полости рта и вытекания пищи через углы рта. При этом переднее положение языка регулирующего поток молока, может закрепиться и стать причиной неправильного глотания.

Хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, также способствуют смещению языка вперёд.

Если же ребёнок постоянно употребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания у него не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

При инфантильном типе глотания язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо (язык недостаточно развит и подвижен).

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Лечение:

При нарушении функции глотания намечается определенный план лечения. Для начала необходимо научить ребенка правильно глотать.

Упражнения для нормализации функции глотания.

Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 10 до 15 раз ежедневно.

1. Жуём твёрдую пищу.

Грызём, жуём, глотаем – морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки....

2. Оближем губки.

Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому

3. Качели.

Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок.

4. Маляр.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

5. Чистим верхние зубы.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

6. Посчитай верхние зубы.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

7. Лошадка.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кон кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

8. Мёд или хлебный шарик.

Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «часики» или делать движения языком вперёд-назад.

9. Поэтапное полоскание.

Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

10. Зеваем, жуём, глотаем.

Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом.

11. Футбол.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

12. Карандаш.

Применяют упражнение с карандашом - располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша.

13. Учимся глотать.

а. На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Вы просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо объяснить цель упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй - 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз. в последующие дни - 3 раза в день по 10-12 раз.

б. Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать кольцо в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

в. Исходное положение то же. Теперь Вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.

Уважаемые родители помните, что отрегулярного выполнения Вашим ребенкомпредложенных упражнений, зависит благоприятный исход лечения.

Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер. Язычок аппарата при каждом глотательном движении рефлекторно напоминает ребёнку о правильном положении кончика языка, что закрепляется во время ночного ношения и способствует перестройке инфантильного типа глотания в соматическое (проконсультироваться у логопедов детских поликлиник).

Предложенные методы достаточно эффективны для лечения нарушений глотания.

Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер.

Пластинка MUPPY®с бусинкой