ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

О крестном знамении и поклонах. Что пользы в поклонах

За помощью к Богу. Как молиться и что делать в храме Измайлов Владимир Александрович

Поклоны и крестное знамение – как правильно креститься?

Как и для чего в церкви необходимо совершать поклоны и крестное знамение? Что означают для православных эти действия?

Начнем с креста , имеющего для Церкви особое значение, ведь он является орудием смерти , сделавшимся впоследствии орудием спасения . К примеру, святитель Василий Великий сравнивает «знамение Сына Человеческого» (об этом упоминает Христос, когда говорит о Своем втором пришествии (Мф. 24:30) с крестом, обращенным четырьмя концами к четырем краям Вселенной). Таким образом, крест является символом самого Христа, он наделен чудодейственной силой. Все православные уверены, что в кресте присутствует энергия Христа. Поэтому крест не только изображается и помещается в церкви наравне с иконами, но его также носят на груди, им же благословляют друг друга, а себя осеняют крестным знамением.

Христос с предстоящими Симоном Петроми Иоанном Богословом. Мозаика. Церковь святых Иммануила и Бенедикта. Мадрид.

Фото Р. Седмаковой

Крест и крестное знамение, как все мы знаем, имеют поистине чудотворную, спасительную и целительную силу. Они также служат оружием против диавола. Об этом говорится в песнопении Октоиха: «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу Твою». Крест охраняет нас в пути, дает нам силу и благословляет на доброе дело. Именно о нем поется во время богослужения: «Крест – хранитель всея вселенныя, крест – красота Церкви, крест – царей держава, крест – верных утверждение, крест – ангелов слава и демонов язва».

Как правильно совершать крестное знамение?

Для этого нужно сильно и плотно сжать три пальца на правой руке и ими же накладывать крестное знамение. При этом необходимо читать молитву: «во имя Отца» сначала на лоб, «и Сына» – на живот в области пупка, «и Святого Духа» – на правое плечо. Заканчивая молитву словом «Аминь», нужно приложить руку к левому плечу.

После крестного знамения необходимо совершать поклоны, которые бывают поясными , когда наклоняемся до пояса, и земными , когда мы кланяемся и становимся на колена, касаясь головою земли.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божественную и человеческую.

При таком сложении пальцев из них исходит невидимый благодатный огонь, который при совершении крестного знамения очищает наше тело и укрепляет нашу душу. Наша кровь в этом огне очищается и избавляется от всего дурного. Поэтому чем чаще мы осеняем себя крестным знамением, тем чище у нас кровь, выше разум, тем ближе мы становится к Богу и быстрее к нему доносится наша молитва . Именно в этом основное значение креста и крестного знамения.

Святитель Иоанн Златоуст правильно сказал о тех, кто знаменует себя всей пятерней, или кланяется, не окончив еще креста, или машут рукой своей по воздуху или по груди: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, если крестное знамение совершать правильно и неспешно, с верою и благоговением, то оно не только отгоняет он нас бесов и утихомиривает бушующие в нас греховные страсти, но и привлекает Божественную благодать.

Проходя мимо храма Божия, мы должны остановиться и благоговейно осенить себя крестным знамением, поклониться храму, воздав тем самым славу Божию Господу нашему Иисусу Христу, который был распят на кресте за грехи наши. О тех, кто стыдится этого, Господь сказал: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

Когда можно совершать крестное знамениеи когда нет?

В храме важно соблюдать следующие правила.

Мы должны креститься без поклонов в начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза, в начале пения или чтения «Верую», на отпусте «Христос, истинный Бог наш…» и в начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

А креститься с поясным поклоном нужно при входе в храм и при выходе из него (трижды), также при каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи», при возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице, при возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…», при словах «Честнейшую Херувим…», при каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».

Креститься с поясным поклоном следует также во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом (трижды), во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым, при окончании пения или чтения каждой стихиры, на литии после каждого из первых двух прошений ектении – по три поклона, после двух остальных – по одному.

Поясной поклон без крестного знамения кладется при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…», а также при словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

С земным же поклоном следует креститься в пост при входе в храм и при выходе из него (трижды), в пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем», на литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…», по окончании пения

«Тебе поем…», после «Достойно есть…» или задостойника, при возгласах «Святая святым» и «И сподоби нас, Владыко…» (перед пением «Отче наш»), а также при выносе Святых даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз – при словах «Всегда, ныне и присно…», во время Великого поста на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» (на каждом стихе); при пении «Богородице Дево, радуйся…» и прочих на великопостной вечерне совершаются три поклона. Креститься с земным поклоном необходимо в Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…» и при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

Напротив, земные поклоны не допускаются в воскресные дни, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения. Также при словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» нужно приклонять головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно, про се бя (а на литии велегласно, т. е. громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, которым воздается слава Святой Троице.

Надо постоянно внимать себе, проверять свое поведение и душевное состояние по Евангелию.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Стоит воздержаться от поклонов, когда в храме находится много людей и тесно даже просто стоять.

Нательный крестик

Православные христиане считают крест орудием спасения и защиты и никогда не снимают с себя нательный крестик , ведь он дан нам при крещении. В истории известны много случаев несчастий, произошедших с людьми, которые забыли надеть нательный крест или по каким-то причинам сняли его. Именно от креста, на котором Господь оставил свою силу, любовь и свет во время страданий, идут к нам лучи Благодатного света и Божественной любви, которые жгут и изгоняют из нас диавольскую силу, не позволяя ей овладеть нашими душами. Поэтому мы должны носить крестик и целовать его с любовью, осознавая, что тем самым мы освящаем себя и снаружи, и изнутри, очищаем нашу совесть, душу, сердце.

Человек, носящий крест, молящийся перед ним и целующий его, становится не только добрым и милосердным, но также спокойным и мудрым. А ведь многие из нас носят крестик просто как украшение, зачастую совсем забывая о нем и не придавая этому значения. Помните, это очень большой грех, в котором нужно каяться перед Богом.

Важно не только постоянно носить нательный крестик, не снимая, но и целовать его каждое утро, произнося молитву: «Господи, Крестом Твоим освяти меня и огради меня! Силою Креста Твоего изглади грехи мои и укрепи меня!» Не забывайте: целуя утром крестик и произнося молитву, мы получаем благословение Божие и отгоняем от себя всю нечисть, зло, избавляем себя от напасти и обретаем защиту от болезней. Тог да день наш проходит хорошо, плодотворно, и в нас словно просыпаются невидимые силы.

Возьмите за правило каждое утро начинать с крестного знамения и благодарности Богу. Как только проснулись, нало жите на себя крестное знамение, но только без лишней спешки, и произнесите молитву: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе! Господи, благодарю Тебя, что даровал мне еще один день ко спасению. Господи, благослови меня на это день и благослови все дела мои и труды мои. Начинаю это день во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь ». Затем поцелуйте свой крестик три раза и произнесите такие слова: «Спаси, Господи, и помилуй меня, и благослови на наступающий день ».

Святитель Иоанн Кронштадтский говорил: «Крестное знамение во время молитвы нужно накладывать на себя с полным сознанием величия Божественной силы крестного знамения, с собранною в сердце верой и благоговением, со страхом Божиим; креститься как попало, вкривь и вкось, расслабленными руками, без ревностной молитвы – грешно, так же грешно, как употреблять всуе имя Божие».

В.Г. Перов. Христос и Богоматерь у житейского моря. 1867

Необходимо также ежедневно молиться за своих близких, которых одолевают какие-либо грехи, и целовать за них свой крест. Тогда мы сможем помочь им. Особенно действенна молитва матери и жены: «Господи, и меня спаси, и мою дочь, и мужа, и сына» . Те, за кого мы молимся, со временем действительно изменятся, обязательно станут лучше, добрее, порядочнее и начнут верить в силу Божию. Для этого нужно целовать свой крестик за каждого близкого нам человека пять раз в память о пяти ранах Господа.

Когда занимаешься чтением Слова Божия, представляй, что за каждым словом присутствует Бог, и принимай их как бы исходящими из Его Божественных уст.

Преподобный Никодим Святогорец

Крестное знамение помогает человеку и в быту . Будет лучше, когда вы трижды совершите крестное знамение над продуктами питания, купленными в магазине либо на рынке или принесенными из своего сада. Их нужно обязательно перекрестить трижды, произнеся при этом молитву «Отче наш». Тогда эти продукты пойдут на пользу вам и вашим близким.

Совершать крестное знамение нужно и перед дальней дорогой . Перекрестив направление пути, прочитайте молитву: «Господи, благослови меня сходить или съездить туда-то и обратно вернуться. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» . А вернувшись домой, обязательно поблагодарите Господа за то, что он сохранил вам жизнь и здоровье и избавил в пути от неприятностей.

Вы уже поняли, что крестное знамение должно сопровождать верующего повсюду. Мы крестимся по утрам, когда встаем с постели, а также вечером, ложась спать, когда выходим на улицу и входим в храм, когда садимся есть, крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Таким образом, Крест Христов освящает собой все и вся, поэтому носить его изображение на себе и совершать крестное знамение для всех нас спасительно и полезно.

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Как правильно креститься «Перекрестись, сынок», – негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. «Во имя Отца, и

Из книги Козни бесовские автора Пантелеймон (Ледин) Иеромонах

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся, не боящеся того коварства, ни ловитепьства: яко бо гордый упразднился и попран бысть на древе силою распятого Христа. Крест Твой, Господи, освятися: Тем бо бывают исцеления немощствующим грехми: сего ради Тебе

Из книги Почему ты не в Церкви? автора Василопулос Архимандрит Харлампий

4.6. Крестное знамение Следует также знать, когда совершают крестное знамение. В начале и в конце всякой молитвы, в начале утрени, когда священник возглашает: "Благословен Бог". При вознесении имени Пресвятой Троицы: "Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…". Во

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

5. Можно ли креститься второй раз? Вопрос:Можно ли креститься второй раз? Если человек крещен во младенчестве, может ли он еще раз креститься? Если да, то может ли он взять другое имя при крещении (не меняя своего официального), например имя святого, в день которого он

Из книги 1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве автора Гурьянова Лилия

Поклоны и крестное знамение Женщина собирается крестить сына. – А крест дома можно будет снять? – Зачем? – Но ведь кресты, как правило, не носят. – Кресты, как правило, не носят атеисты. – Да будет вам рассказывать! Во время молитвы мы осеняем себя крестным знамением,

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

Крестное шествие Мф. 27, 31–32; Мк. 15, 20–21; Лк. 23, 26–32; Ин. 19, 16–17 По обычаю, имевшему у иудеев обязательную силу, и по римскому закону тиверия смертная казнь была совершаема над осужденными спустя несколько дней по произнесении приговора. в таком случае глашатай всенародно

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Можно ли креститься второй раз? иеромонах Иов (Гумеров)Таинство крещения является духовным рождением. Совершается оно только раз в жизни. В Символе веры, принятом на I - м (325 г.) и II-м (381 г.) Вселенских соборах записано: Исповедаю едино крещение во оставление

Из книги Мы будем утешены автора Селахварзи Хризостом

В Грецию, креститься Из монастыря св. Екатерины я вернулся другим человеком. На сердце было легко и радостно. Я ощущал прилив юношеской энергии. Православие вновь доказало, что содержит полноту жизни, что Христос - воистину живой Бог. Однако то знание Бога, к которому я

Из книги В горах Кавказа (Записки современного пустынножителя) автора монах Меркурий

ГЛАВА 15 Следы на снегу - Странный нахлебник - Снегоступы и подснежные катакомбы - Спасительное деревце на краю обрыва - в гостях у отца Исаакия - Демоны имеют огромный опыт борьбы - Молниеносные атаки беса хулы - Мысленное крестное знамение - Отбивайтесь молитвой

Из книги Цветослов советов автора Кавсокаливит Порфирий

Поклоны От поклонов двойная пользаСвоим духовным чадам отец Порфирий советовал во время молитвы класть поклоны, и как можно больше. Этого правила придерживался и он сам.Признаюсь, что я ленился делать поклоны. Однако Старцу, по благодати Божией, было это известно, и в

Из книги Дальний приход (сборник) автора Коняев Николай Михайлович

Крестное знамение Крестное знамение Откуда-то издалека, от первоистоков памяти, всплывает эта история…Кто ее рассказывал?Бабушка? Мама? Или, может, кто-то из чужих людей, ночевавших тогда у нас? Сколько их проходило тогда мимо по разворошенной, обугленной войною земле…А

Из книги Для Чего мы живем автора

Крестное знамение Откуда-то издалека, от первоистоков памяти, всплывает эта история…Кто ее рассказывал?Бабушка? Мама? Или, может, кто-то из чужих людей, ночевавших тогда у нас? Сколько их проходило тогда мимо по разворошенной, обугленной войною земле…А история была

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Как правильно класть крестное знамение Класть надо на себя крестное знамение с верой и любовью к распятому за нас Господу, при живом сознании значения Креста, то есть Кто умер на Кресте и за кого. Креститься надо истово, прежде сделать на себе крестное знамение, потом уже

Из книги В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя автора

Св. священномученик Никон (О том, как должно совершать крестное знамение) I. Св. Никон, память коего ныне, в молодых летах служил в римском войске начальником отряда. Он был воспитан отцом в языческой вере, но мать его была христианка. Она всеми силами старалась расположить

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Из книги автора

Поучение 2-е. Происхождение честных древ честного и животворящего Креста (Уроки из празднуемого события: а) должно подражать нашим предкам в вере и благочестии, б) как должно изображать крестное знамение?) I. Нынешний праздник происхождения честных древ честного и

Краткое наставление.

Единообразие в молитве есть главная цель составления этого устава. Единообразие необходимо главным образом за тем, что бы мы не превозносились своим усердием и рвением, и других не осуждали, но все были едины, как члены одного Тела – Церкви, глава которого Христос. Поэтому более уместно особые подвиги благочестия в молитве, выраженные в увеличении числа поклонов как поясных, так и земных, оставить тайными, и совершать их келейно (дома), потому что Бог видяй в тайне, воздаст яве (Мф. 6:18). А в церкви совершать поклоны и знаменоваться крестом следует согласно правилам устава церковного. При выражении своего молитвенного настроения каждый должен всегда помнить наставление св. апостола Павла о поведении молящихся в церкви: "Вся же благообразно и по чину да бывают" (1 Кор. 14:40), а также слова Св. Евангелия (Мф. 6:5) «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаться, молиться, чтобы показаться перед людьми» и пример молитвы мытаря (Лк. 18:13), который встал вдали и не смел даже поднять глаз на небо.

I. Креститься без поклонов полагается:

1. В начале и конце чтения Св. Писания.
2. В середине шестопсалмия при словах "аллилуиа".
3. При чтении и пении Символа веры при словах: "Верую...", "И во единаго Господа Иисуса Христа...", "И в Духа Святаго...". сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»
4. На отпусте при словах: "Христос истинный Бог наш...", при поминовении празднуемых святых.
5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах "Силою Честнаго и Животворящаго Креста" и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии "Спаси Боже...".
6. В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».

II. Креститься с поясным поклоном:

1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
2. При каждом прошении ектеньи.
3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: "Слава Тебе, показавшему нам свет".
4. На литургии при возгласах: "Станем добре, станем со страхом...", "Победную песнь поюще...", "Приимите, ядите...", "Пийте от нея вси...", "Твоя от Твоих...".
5. При окончании Символа веры на слове: "Аминь".
6. При чтении и пении слов "Приидите, поклонимся...", "Святый Боже...", "Аллилуиа".
7. По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве "Спаси, Боже...".
9. На каноне на каждом припеве.
10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах "Честнейшую..." и по "...величаем".
11. При произнесении возгласа "Слава Тебе, Христе Боже..." и последнего перед отпустом.
12. При окончании отпуста.
13. При возгласах: "Господу помолимся" или "Ко святому... помолимся".
14. При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.
15. При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.

III. Креститься с земным поклоном всегда, кроме дней особых, указанных в разделе X:

1. При входе и выходе из алтаря трижды.
2. На литургии при возгласе "Благодарим Господа", при окончании песни "Тебе поем...", после возгласа "И сподоби нас, Владыко...".
3. При первом и втором явлении Святых Даров.
4. Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе "Святая Святым".

В дни Великого поста многие поясные поклоны заменяются земными:

1. При входе и выходе из храма.
2. На славах при чтении кафизмы - три поклона.
3. На каждом припеве Песни Богородицы.
4. На "Достойно есть...".
5. На великом повечерии при возглашениях "Пресвятая Владычице Богородице..." и других.
6. На вечерне и часах при пении тропаря.
7. На Изобразительных при пении "Помяни нас, Владыко..." - три поклона.
8. При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
9. На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой "Боже, очисти мя грешного" (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.

IV. При лобызании святыни
положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.

V. Креститься не положено
во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.

VI. Поклонение головы:

1. Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
2. На Великом входе.
3. После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.

VII. Поясной поклон без крестного знамения:

1. При словах "Мир всем".
2. При словах " Благословение Господне на вас..."
3. При словах "Благодать Господа нашего... буди со всеми вами".
4. При словах " И да будут милости Великого Бога... со всеми вами".
5. При словах диакона "и во веки веков" (после "Яко свят еси...").
6. При словах священника "вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем..." кланяемся и отвечаем: "Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет... ".
7. При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.

VIII. Преклонение до земли без крестного знамения:

1. Великим постом при возгласах "Свет Христов...".
2. При перенесении Святых Даров во время пения "Ныне силы Небесные".

IX. Стояние на коленях

1. Положено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом "преклонше колена... помолимся".
2. Великим постом при пении "Да исправится...".
3. На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».
Здесь нужно отметить, что стояние на коленях не свойственно православным христианам и совершается только в указанных случаях. Совершив земной поклон, положено сразу встать, но по немощи, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать после него.

X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)

1. В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
2. От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исклучая поклоны перед Плащаницей).
3. В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
4. В дни причащения Святых Тайн.
5. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до "Сподоби, Господи" на вечерне в самый день праздника.

Церковный обычай не возбраняет мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.

Поклоны при молитве являются внешним выражением чувств кающегося человека. Поклоны помогают молящемуся настроится на молитву, они пробуждают дух покаяния, смирения, душевного сокрушения, укорения себя и покорности воле Божией, как благой и совершенной.

Поклоны бывают земными, - когда молящийся становится на колени и касается головой земли, и поясные, наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о видах поклонов:

«Устав и исконные обычаи нашей Восточной Православной Церкви вообще не знают таких «коленопреклонений», как они теперь у нас в большинстве случаев практикуются, а только - поклоны, великие и малые, или иначе - земные и поясные. Земной поклон это – не стояние на коленях с поднятой кверху головой, а «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Святой Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными.

Земные поклоны за Божественной литургией, когда они допускаются по уставу, положены: при окончании пения «Тебе поем» (в момент пресуществления Святых Даров), при окончании пения «Достойно есть», в самом начале пения «Отче наш», во время явления Св. Даров при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите» и во время вторичного явления Св. Даров перед отнесением их на жертвенник при возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

Есть ещё обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале евхаристического канона - тотчас по возгласе «Благодарим Господа» и при возгласе «Святая Святым».

Всякие другие поклоны, а тем более несвойственное духу Святого Православия стояние на коленях во время Божественной литургии является произволом, не имеющим для себя основания в предании и священных установлениях нашей св. Церкви».

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Поклоны следует совершать с внутренним благоговением и с внешним благообразием, не спеша и не торопясь, и, если вы в храме, - одновременно с другими молящимися. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, а потом делать поклон.

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом. Самочинные и несвоевременные поклоны в храме обличают нашу духовную неопытность, мешают молящимся возле нас и служат нашему тщеславию. И напротив, поклоны, сотворённые нами по мудро установленным Церковью правилам, окрыляют нашу молитву.

Св. Филарет, митр. Московский по этому поводу говорит:

«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, - в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)».

Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о том, что христианам следует соблюдать Правила Святой Церкви:

«К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, касающихся коленопреклонений, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу - от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) - коленопреклонения отменяются. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил. Так 20-ое правило Первого Вселенского Собора гласит:

«Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то-есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:

«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».

В этом правиле особенно характерно выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно Св. Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонения отменяются с так называемого «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Св. Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы Св. Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.

Св. Пётр, Архиепископ Александрийский и мученик, пострадавший за Христа в 311 г. по Р. Хр., правила которого включены в общеобязательный для всех верующих церковный канон и содержатся в «Книге Правил», наряду с другими правилами св. отцев, в своём 15-м правиле, объясняя, почему христиане постятся в среду и пяток, в заключение говорит:

«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный: в сей день и колена преклоняти мы не прияли».

А великий вселенский учитель и святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской , живший в IV веке по Р. Хр., правила которого в количестве 92-х также включены в Книгу Правил и пользовались всегда особенным авторитетом и уважением, в 91-ом правиле , заимствованном из 27-ой главы его книги о Св. Духе, «К Амфилехию», весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет всё значение отмены коленопреклонений в дни, когда мы празднуем воскресение Христово. Вот полностью его глубоко-назидательное разъяснение этого древнего церковного обычая:

«Стоя молитвы творим во едину от суббот (то-есть в воскресение), но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитвы, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемого века. Почему яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осьмый день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых написаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый, оный и нестареющий век. Итак основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвы в стоянии совершати дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставили в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся пятьдесятница есть напоминание Воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо единый и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо. Но не достанет мне времени повествовати о неписаных Таинствах Церковных».

Надо вникнуть в смысл этого постановления церковного, чтобы понять, сколько в нем глубочайшего значения и назидания, коим в наше время многие не хотят пользоваться, предпочитая свое собственное мудрование голосу Св. Церкви. Общий упадок религиозного и церковного сознания в наши дни повёл к тому, что современные христиане как-то перестали, в большинстве своём, ощущать воскресный день, как день радости, как Пасху, которую мы празднуем еженедельно, а потому и не чувствуют, какой несообразностью, каким диссонансом с ликующими песнопениями этого дня является преклонение колен».

На вопрос: «Допустимы ли не установленные Уставом земные поклоны?» архиепископ Аверкий отвечает:

«Недопустимы. Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев. …Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?»

При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню - земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, целуем ногу, а при поясном изображении – руку, или ризу, к иконам Божией Матери и святых - руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - целуем власы.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, дабы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

Из «Полного молитвослова для мирян по уставу Православной Церкви». — М.: Даниловский благовестник, 2010. — 528 с. Издан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша и «не коснея» (т. е. не замирая, например, с рукой, воздетой ко лбу), единовременно со всеми молящимися в храме. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, и потом делать поклон. При малом поклоне наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса (поясной поклон), при великом поклоне нужно преклонить оба колена и главой достигнуть земли (земной поклон).

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом, а не от своего грешного самоволия.

«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)».

Свт. Филарет, митр. Московский

Положено креститься без поклонов:

В начале пения или чтения «Верую...», «Царю Небесный...», «Единородный Сыне и Слове Божий...».

На отпусте «Христос, истинный Бог наш...».

В начале чтения Священного Писания: Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:

При входе в храм и при выходе из него (три поклона).

При возгласах: «Приимите, ядите...», «Пиите от нея вси...», «Твоя от Твоих...».

После пения «Отче наш» на Литургии в праздничные и воскресные дни.

При возгласе «Святая святым» в праздничные и воскресные дни.

После пения «Честнейшую Херувим...».

Во время чтения Трисвятого, чтения или пения трикратного «Аллилуйя», «Приидите, поклонимся...», после возгласа «Слава Тебе, Христе Боже...», перед отпустом (три поклона).

На литии (после каждого из первых двух прошений ектений — по три поклона, после двух остальных — по одному). При чтении молитвы «Владыко Многомилостиве...»

В начале чтения или пения «Сподоби, Господи...» на вечерни и Великого славословия на утрени (три поклона).

При чтении канона, на 1-й и 9-й песни, при первом молитвенном обращении (припеве) к Спасителю, Божией Матери, святым.

При пении «Буди имя Господне...» в конце вечерни и Литургии (три поклона).

При всех возгласах «Главы наша Господеви приклоним» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову до возгласа священника.

После пения «Слава, Тебе Боже наш, слава Тебе» до и после чтения Евангелия, а после возгласа «Вонмем» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову.

На Литургии в начале пения «Херувимской» полагаем крестное знамение и преклоняем голову до выноса Святых Даров. После слов священника «Всех вас да помянет Господь Бог...» три поклона.

Креститься с земным поклоном:

В дни поста при входе в храм и при выходе из него (три поклона).

В дни поста, на утрени, после каждого припева к песне Богородице «Величит душа моя Господа...» , после слов «Тя величаем...».

По окончании пения «Тебе поем...».

После «Достойно есть» или задостойника.

После пения «Отче наш» на Литургии в будние дни.

При возгласе «Святая святым» в будние дни.

При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим...» , и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

В Великий пост на Литургии Преждеосвященных Даров во время возгласа «Свет Христов просвещает всех».

В Великий пост на Литургии Преждеосвященных Даров во время пения «Да исправится молитва моя...» и «Ныне Силы Небесные...» преклоняются до земли.

В Великий пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице...» (поклон на каждом стихе); при пении «Богородице Дево, радуйся...» и прочее на великопостной вечерни (три поклона).

В Великий пост, при чтении молитвы святого Ефрема Сирина.

В Великий пост, при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (три земных поклона).

На великой вечерни в праздник Святой Троицы, при возгласе диакона «Паки и паки, преклонше колена...» , преклоняют колени и склоняют голову до земли до окончания молитв.

Поясной поклон без крестного знамения:

При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», «И да будут милости Великаго Бога...».

В конце отпуста, если священник произносит его без креста.

Земной поклон без крестного знамения:

Великим постом, в конце великого повечерия, при молитве «Владыко Многомилостиве...» преклоняются до земли до окончания молитвы.

Великим постом, в конце великого повечерия, после слов священника «Простите, все честные отцы и братие...».

Креститься не положено:

Во время чтения Шестопсалмия.

Во время чтения или пения псалмов и стихир. На стихирах и псалмах только тогда полагаются поклоны, когда к этому призывают сами слова «поклонимся», «покланяемся», «кланяемся», «припадем», «припадаем» и т. д.

Не допускаются земные поклоны:

В воскресные дни, двунадесятые праздники, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Поклоны прекращаются от вечернего входа (при пении «Свете тихий» ) под праздник до пения «Сподоби, Господи...» на вечерне в самый день праздника.

2

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения:

Креститься без поклонов следует:

1. В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу...» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
2. В начале пения или чтения «Верую».
3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш...».
4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном следует:

1. При входе в храм и при выходе из него - три раза.
2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
4. При возгласах «Приимите, ядите...», «Пийте от нея вси...», «Твоя от Твоих...».
5. При словах «Честнейшую Херувим...».
6. При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
7. Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.
8. Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
9. При окончании пения или чтения каждой стихиры.
10. На литии после каждого из первых двух прошений ектении - по три поклона, после двух остальных - по одному.

Креститься с земным поклоном следует (кроме дней, когда земные поклоны не допускаются):

1. В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
2. На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть...».
3. По окончании пения «Тебе поем...».
4. После «Достойно есть...» или задостойника.
5. При возгласе «Святая святым».
6. При возгласе «И сподоби нас, Владыко...» перед пением «Отче наш».
7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно...».
8. В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице...» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся...» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
9. В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего...».
10. В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.


Поясной поклон без крестного знамения кладется:

1. При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», «И да будут милости Великаго Бога...».
2. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Не допускаются земные поклоны:

1. В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в дни великих Господских праздников.
Поклоны прекращаются от вечернего входа (при пении «Свете тихий») под праздник до пения «Сподоби, Господи...» на вечерне в самый день праздника.

В Великую Среду в конце литургии последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами, после чего прекращаются земные поклоны, совершаемые в церкви, до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы ). Келейно совершаются до Великого Пятка.

2. При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню - земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, целуем ногу, а при поясном изображении – руку, или ризу, к иконам Божией Матери и святых - руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - целуем власы.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, дабы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.